- ПАМЯТЬ
- ПАМЯТЬ.Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Психофизиологический процесс, состоящий в отражении, закреплении и сохранении в мозгу человека его прошлого опыта. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных нервных связей в коре головного мозга. Временные связи и их системы формируются при действии раздражителей на органы чувств, восприятия и при наличии у человека ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям. П. является необходимым условием использования человеком своего опыта, условием его психического развития, формирования его личности. П. выполняет функции запоминания, воспроизведения и забывания. В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают следующие виды П.: моторную, образную, словесно-логическую, эмоциональную (аффективную). По срокам действия выделяется непосредственная П., кратковременная (оперативная), долговременная П. П. обучающихся неодинакова. Индивидуальные ее особенности проявляются в быстроте, точности и прочности запоминания. Для многих людей характерно большее развитие одного из следующих видов памяти: вербальной, образной, эмоциональной или двигательной. В зависимости от того, какой материал (наглядный или отвлеченный) запоминается лучше или хуже, различают наглядно-образный и словесно-логический типы П. Следует иметь в виду различные особенности памяти (например, абстрактные слова усваиваются в два раза хуже конкретных, прилагательные – хуже существительных; объем кратковременной памяти выражается числом 7 ± 2). Учитывая индивидуальные различия П. учащихся, необходимо вместе с тем формировать у них разные виды П.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.